ПОЧЕМУ ПЕДАГОГОМ?
Этот простой вопрос имеет сотни или даже тысячи ответов. Ни для кого не секрет, что сегодня профессию педагога не всегда оценивают достойно, она трудна, как духовно, так и физически, богата на стрессы, и вообще это весьма тяжелый труд. В лучшем случае учителя благодарят спустя много лет после окончания школы, собираясь на встрече выпускников.
Между тем, многие в своей жизни выбрали эту профессию. Почему? Работа педагога — это крайне ответственная работа. Учитель должен быть своего рода супергероем — знать и уметь все, быть другом и советчиком, которому можно доверять вслепую, и который всегда знает, откуда грозит опасность, и как с достоинством выйти из сложной ситуации.
Как гласит японская поговорка, учить — значит учиться. Это возможность развивать себя и совершенствовать свои знания и умения. Разумеется, учитель отвечает и за то (в первую очередь), чтобы учились и развивались его ученики.
Преподавание — это возможность позитивно влиять на жизнь молодых людей — хороший учитель не учит, а поддерживает обучение, вдохновляет на мечты, и является примером.
При темпе нынешней жизни учитель нередко является единственным взрослым человеком, с которым ребенок, учащийся в основной школе, в течение дня обменивается больше, чем десятью фразами-мыслями, ведь родители проводят больше времени на своей работе, чем дома.
Из образовательного школа все больше превращается в социальное учреждение, которое должно не только давать знания, но вдобавок еще и обучать самым элементарным социальным навыками, формировать в учениках принятые в обществе нормы ценностей.
Школа — это место, в котором мы можем заложить основу тем переменам, которые в длительной перспективе мы хотим видеть в обществе в целом. Школа — это среда, требующая постоянной адаптации, в которой время и прогресс никогда не стоят на месте.
Важная задача образования сегодня состоит в том, чтобы подготовить детей к будущему, несмотря на то, что мы точно не знаем, каким оно будет. Общество меняется так быстро, что невозможно предугадать, какие знания через 30 или 50 лет могут понадобиться детям, которые сегодня начинают свой школьный путь и от учителя, во многом зависит, насколько правильным и успешным будет этот путь!
Несмотря на то, что некоторые молодые люди, попробовав себя в этой профессии, все-таки решают отказаться от преподавательской работы, мы восхищаемся теми учителями, которые проработали в школе так долго, что успели воспитать два, а то и три поколения! Мы восхищаемся своими учителями потому, что они знают так много и так много успевают! И если в будущем Вы видите себя педагогом, тогда это руководство для Вас! Здесь Вы сможете узнать о возможных путях получения педагогического образования и карьерного роста, а также дальнейших перспективах в профессии и многом другом!
КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ?
Педагог – это человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой. Педагогические должности можно разделить на 3 основные группы: преподаватели, учителя и воспитатели.
Преподаватели работают в учреждениях высшего образования. Они занимаются чтением лекций и проведением практических занятий по различным учебным дисциплинам, разработкой экзаменационных вопросников и оценкой экзаменационных работ и результатов тестирования. Кроме того, они проводят научные исследования по вопросам, связанным с их специальностью, разрабатывают и издают научные труды и статьи, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах.
Учителя работают в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Они занимаются разработкой и выполнением учебных программ по различным предметам в соответствии с планом и графиком учебного процесса, чтением лекций, проведением уроков и практических занятий, проведением зачетов и экзаменов с целью оценки степени освоения обучающимися учебных программ. Также в обязанности учителя входит поддержание связи с родителями обучающихся, организация внешкольной деятельности, составление отчетов и другой документации, связанной с их педагогической работой.
Учителя начальных классов, кроме того, занимаются воспитательно-образовательной и оздоровительной работой по обеспечению полноценного физического и психического развития детей, созданием в классе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей учащихся, изучением их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Их педагогическая деятельность осуществляется в тесном контакте с родителями (опекунами) детей.
Воспитатели работают в учреждениях дошкольного образования. Они занимаются созданием условий для развития индивидуальных и творческих способностей, познавательных интересов, физической подготовки и коррекции недостатков у детей. В их обязанности также входит поощрение языкового развития детей в процессе рассказывания историй, постановки пьес, пения, ритмики, неформальных разговоров и осуществление дифференцированного подхода к воспитанию ребенка в зависимости от пола. Работа воспитателей также осуществляется в тесном контакте с родителями (опекунами) детей.
Кроме того, к педагогическим специальностям относятся и такие, как
- культорганизатор, который занимается эстетическим воспитанием учащихся, приобщает их к миру культуры и вовлекает в творческую деятельность;
- педагог-психолог, в чьи задачи входит оказание помощи в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений, создание благоприятного психологического климата в группах и др.;
- педагог дополнительного образования, который может руководить кружком, клубом, секцией, хором, ансамблем и т. д.
ЧТО ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГ?
Основные сведения о работе педагога
Учителя и преподаватели имеют широкий спектр обязанностей, но самыми основными являются разработка планов учебных занятий, их проведение и контроль успеваемости учеников или студентов. Хотя все педагоги выполняют те же основные функции, их работа может существенно варьироваться в зависимости от преподаваемого предмета и возраста учеников.
Так в системе образования Республики Беларусь можно выделить следующие основные ступени:
- дошкольное образование (ясли, детские сады);
- начальное образование (1-4 классы средней школы);
- образование старшего звена (5-11 классы);
- профессиональное образование (учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования).
Отдельно можно выделить специальное образование, которое предполагает обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
Углубленные сведения о работе педагога
Воспитатели детских садов и учителя начальных школ помогают своим ученикам с базовыми навыками, такими как чтение, математика и письмо. Некоторые педагоги используют для этого творческие и интерактивные методы обучения. Они прививают им привычку и интерес к изучению окружающего мира, приобретению новых знаний, а также навыки межличностного общения и взаимодействия.
Учителя старшего звена специализируются на каком-то определенном предмете, но также продолжают прививать своим ученикам основные жизненные навыки и знания. Более взрослых детей может быть сложнее подтолкнуть к освоению чего-то нового. Иногда чтобы мотивировать их познавательную активность, педагогу приходится бросать им вызов, но это требует и от него постоянного расширения своих знаний.
Еще одна особенность работы педагога на этом этапе – это подготовка учеников выпускных классов к поступлению в другие учебные заведения.
Рабочий график преподавателей в учреждениях профессионального образования отличается от рабочего графика учителей в школах и детских садах, так как его занятия могут проходить в разное время. Рабочий отпуск педагога обычно длится около 2 месяцев в летнее время.
ШАГИ НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
1 ПОЛУЧИТЬ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Чтобы работать педагогом в детском саду или начальной школе, необходимо окончить одно из учреждений среднего специального образования по педагогической специальности.
2 ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 СТУПЕНИ
Для работы учителем в классах старшего звена средней школы необходимо иметь диплом об окончании учреждения высшего образования по педагогической специальности.
3 ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2 СТУПЕНИ (СТЕПЕНЬ МАГИСТРА)
Чтобы получить углубленную подготовку по педагогической специальности или продолжить образование и получить дополнительные знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, необходимо, имея высшее образование 1 ступени, успешно окончить магистратуру.
Степень магистра также дает возможность иметь более высокую заработную плату и более быстрое продвижение по карьерной лестнице.
4 ПОЛУЧИТЬ СТЕПЕНЬ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Для дальнейшей научно-исследовательской работы в области педагогики необходимо окончить аспирантуру и получить степень кандидата педагогических наук. Для поступления в аспирантуру необходимо иметь высшее образование и степень магистра. Степень кандидата наук открывает дорогу в докторантуру и в целый ряд научных и учебных заведений для трудоустройства.
5 ПОЛУЧИТЬ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
В докторантуру принимаются лица с ученой степенью кандидата наук, имеющие научные труды (статьи, монографии, изобретения, патенты и другие материалы, подтверждающие вклад в науку), составляющие в совокупности основу для докторской диссертации с возможностью ее завершения в течение трех лет. Степень доктора наук является показателем того, что на основании выполненных автором диссертации исследований совершено новое крупное научное достижение, либо решена серьезная научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение.
ПОПУЛЯРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ
Иностранный язык
Профессия преподавателя иностранного языка интересна тем, что этот специалист находится в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа – на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются.
Физическое воспитание
Данная специальность подходит для тех, кто хотел бы стать учителем физкультуры, тренером спортивной программы или иным образом способствовать развитию спортивных и физических возможностей учеников или студентов.
Практическая психология
Педагог-психолог решает задачи социальной адаптации обучающихся, оказания им психологической помощи и оптимизации образовательного процесса. Он проводит работу по развитию способностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ
Чтобы быть успешным в своей области, педагог должен:
- быть организованным и внимательным к деталям;
- быть в состоянии четко объяснить концепцию, чтобы это было понятным обучаемым;
- быть собранным и способным контролировать ситуацию в случае непредвиденных обстоятельств на уроке;
- быть терпеливым, понимающим и толерантным;
- быть чрезвычайно хорошо осведомленным в своей области знаний, чтобы компетентно отвечать на вопросы учеников и качественно проводить занятия;
- уметь грамотно письменно и устно излагать свои мысли, чтобы качественно объяснять учебный материал, общаться с учениками, их родителями, другими преподавателями и прочими членами школьной системы.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПЕДАГОГА
Многие педагоги получают удовольствие от своей работы, для них, доход является вторичным фактором. Тем не менее, это не означает, что данный фактор можно упускать из виду. Доходы педагогов могут варьироваться в зависимости от того, какой опыт и научная степень у них есть.
ГДЕ РАБОТАТЬ В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГОМ?
Сегодня в Гомельской области функционирует 680 учреждений дошкольного образования: 511 учреждений дошкольного образования и 169 учебно-педагогических комплексов детский сад-школа.
Общее среднее образование представлено 551 учреждением (в том числе 4 лицеями,30 гимназиями, 1 кадетским училищем).
В системе профессионально-технического образования Гомельской области функционирует 33 учреждения, из них 7 колледжей, 26 профессиональных лицеев.
В системе среднего специального образования функционирует 21 учреждение.
Система высшего образования представлена 6 университетами и одним институтом.
СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
После нескольких лет преподавания, некоторые педагоги предпочитают попробовать свои силы на смежных должностях. Такая должность часто является следующим логическим шагом для педагога, который хочет выйти из класса, расширить свое резюме или взять на себя больше административных обязанностей. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных смежных профессий и должностей:
- заведующий детским садом;
- директор школы;
- заместитель директора;
- методист методического центра;
- работник органов управления образования.
Источник http://rct.gomel.by/portal/index.php?do=profclast&stat=ped