Обобщение педагогического опыта Хроменковой И.Л.
Обобщение педагогического опыта Аниськовой А.А.
Обобщение педагогического опыта Ковалёвой В.Н.
Методический материал к урокам географии
Тема урока |
Автор (ы) и название статьи |
Источник информации |
Краткая аннотация материалов |
6 кл. |
|||
Географические открытия в Древнем мире и в Средние века. Эпоха Великих географических открытий |
Ю. Н. Метельский Урок па тэме “Вялікія геаграфічныя адкрыцці” |
2010, №5 «Геаграфія:праблемы выкладання» |
Сценарий урока |
Значение Мирового океана в жизни Людей и охрана океанических вод. Охрана вод суши. |
В.Свирелин. Самый ценный эле- мент жизни на Земле. |
2008, №5 |
Сведения об открытии музея «Водные ресурсы Республики Беларусь», его экспозициях. Проблема охраны водных ресурсов. |
Географические координаты |
Н. Л. Бурак, учитель географии и биологии Карацкой СШ Клецкого района |
2010, №2 |
План-конспект |
7кл. |
|||
Политическая карта мира. Различия стран мира по формам правления, политико-территори- альному устройству, размерам территории, численности населения. |
А.В.Климович, И.Л.Томина. Интегрированный урок географии и истории. |
2009, №5 |
Конспект урока (2 часа), в котором раскрывают- ся основные теоретичес- кие понятия темы, приводятся конкретные примеры и современные факты по странам мира. |
Понятие о хозяйстве. Предприятие. Отрасль и сфера хозяйства. Производственная и непроизводственная сферы. |
Г.З.Озем, О.В.Сарычева. Учебный материал по теме «Хозяйство. Предприятие. Отрасли хозяйства». |
2009, №1 |
Теоретический материал раскрывает сущность основных понятий. |
Творческие, исследовательские задания и вопросы по начальному курсу географии |
И. В. Кисляк, И. Н. Пичугина, учителя географии гимназии №1 г. Жодино |
2010 , №3 |
Представлены исследовательские задания, направленные на освоение простейших методов научных исследований (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать) и на использование полученных знаний и умений в новых учебных обстоятельствах |
Энергетика. Топливная промышленность |
В. У. Нестер, учитель географии Заостровечской СШ Клецкого района |
2010, №1 |
Конспект урока |
8кл. |
|||
Южная Америка. Географическое положение. Географи- ческие открытия и исследования. |
В.П.Милько. Изучение географи- ческого положения Южной Америки, истории исследова- ний, геологического строения и рельефа материка. |
2008, №3 |
Конспект урока |
Южная Америка. Население. Политическая карта. |
С.П.Русак. План-конспект урока географии в 8 классе |
2009, №5 |
Разработка плана-конспекта урока по теме. |
Южная Америка. Население. Политическая карта. |
Т.Г.Лоскутова. Мультимедиаурок «Население и полити- ческая карта Южной Америки» в курсе «География матери- ков и стран», 8 класс. |
2008, №2 |
План-конспект урока по теме, разработанного с использованием мульти- медийных средств. |
Северная Америка. Географическое положение. История открытия и географические исследования. Геологическое строе- ние. Полезные ископае- мые. Рельеф. Внутренние воды. Население и полити- ческая карта. |
В.Л.Белая и др. |
2009, №2 |
Методические разработ- ки уроков, в которых упор делается на оптими- зацию образовательного процесса, использование эффективных методов и способов организации учебной деятельности школьников. |
Показатели уровня социально-экономичес- кого развития стран. |
З.Я.Андриевская и др. Географическая картина мира: струк- тура понятий. |
2008, №3 |
Материал к уроку: индекс развития челове- ческого потенциала |
Океаны. |
Метельский Ю.М. Изучение темы «Оке- аны» по технологии модульного обучения в 8 классе. |
2008, №2 |
Конспекты 4-х уроков изучения каждого из океанов, а также обобщения темы «Океаны», разработан- ные на основе технологии модульного обучения. |
Понятие о мировом рынке. Международное экономическое сотрудничество. |
З.Я.Андриевская и др. Основные социально-экономические показатели современного мира |
2008, №2 |
Теоретический матери- ал к уроку, раскрыва- ющий деятельность международных органи- заций и интеграцион- ных экономических образований. |
Практические работы в курсе «География материков и стран» |
Е. А. Зыль, методист Института предпринимательской деятельности |
2010, №3 |
Даны методические рекомендации проведения практических работ №1-8. |
9 кл. |
|||
Комплексная географи- ческая характеристика стран Балтии. |
Г.З.Озем, А.Н.Шавель. Государства Балтии. |
2009, № 5 |
Теоретический матери- ал, раскрывающий природные и социаль- ные аспекты современ- ного развития региона. Характеристика допол- няется статистическими показателями (2008 г.). |
Курс географии материков и стран, 9 класс. |
А.В.Лойко. География материков и стран. Задания для индивидуальной работы. 9 класс. |
Минск. «Аверсэв». 2009. |
Вопросы и практические задания разных уровней сложности. |
Евразия. Общий обзор. |
В.Л.Белая и др. |
2009, №2 |
Методические разработ- ки уроков, в которых упор делается на оптими- зацию образовательного процесса, использование эффективных методов и способов организации учебной деятельности школьников. |
Дополнителный программный материал по курсу “География материков и стран” |
Н. В. Науменко, декан факультета естествознания, Н. Л. Стреха, заместитель декана (БГПУ им. М. Танка) |
2010, №3, №5,6 |
Рассматриваются вопросы учебной программы, не отраженные в учебных пособиях по географии. |
«Внутренние воды Евразии», «Воздушные массы» |
Т. Н. Шевчук, учитель географии Рогачевской СШ Планы-конспекты уроков |
2010, №3 |
Представлены планы-конспекты уроков |
10 кл. |
|||
Машиностроение, формирование структуры. Основные направления развития. |
З.Я.Андриевская, В.В.Некриш. Машиностроительный комплекс Республики Беларусь. |
2009, № 5 |
Уровень развития комплекса на современном этапе, производство основных видов продукции по годам (1990 – 2007), конкурентоспособность продукции его отраслей. |
Электроэнергетика, её развитие и размещение. |
Кисляк И.В. Урок по теме «Электроэнергетика Республики Бела- русь». |
2009, №3 |
Конспект урока, разработанного на основе ТРКМ и методики «PRES» (компьютерной презентации). |
Характеристика своего района, города. |
Сосновский В.М. Социально-экономи-ческие портреты районов Беларуси. |
2008, № 2-6, 2009, №1 |
Разнообразные сведения о социально-экономи- ческом положении всех административных райо- нов Беларуси |
Области Беларуси |
Н. И. Комса, учитель географии Вилейской гимназии №1 «Логос» |
2010, №2 |
План-конспект урока |
Размещение население и расселение. Типы поселений. Урбанизация |
Г. С. Смоляков Проблемы развития средних городов Беларуси |
2010, №1 |
Теоретический материал к уроку |
Области |
В.М.Сасноўскі. Дыферэнцыяцыя ва ўзроўні сацыяльна-эканамічнага развіцця адміністрацыйных раёнаў Беларусі і іх тыпалогія. |
2011, №3 |
Теоретический материал к урокам темы. В статье дана оценка уровня социально-экономического развития районов Беларуси. |
Уроки № 44-45 |
З.Н. Шуканова и др. Перспективы развития альтернативной энергетики в Республике Беларусь. |
2011, №2 |
Теоретический материал к урокам темы. Рассматриваются эколого-экономические проблемы развития нетрадиционной энергетики в Республике Беларусь, перспективы использования энергии ветра, воды, солнца, биомассы и др. |
Уроки курса «География Беларуси» |
Н. В. Клебанович. Использование задач при преподавании географии. |
2011, №1 |
Задачи по курсу «География Беларуси». |
11 кл. |
|||
Влияние природы на жизнь, хозяйственную деятельность, матери- альную и духовную культуру человека. Природные ресурсы и ресурсообеспеченность. |
Ю.М.Метельский. Программные практические работы по общей географии. |
2009, № 5 |
Методика проведения практических работ №2,3. Предлагаются эффективные методы их проведения, групповые формы организации деятельности учащихся. |
Топографическая карта. Оформление и чтение топографической карты. Географическая карта – модель земной поверхности. Геоин- формационные системы. |
В.Н.Крутько. Система работы с топографическими картами. |
2009, №3 |
Конспект двух уроков с мультимедийным сопро- вождением. Раскрывают- ся способы проведения измерений расстояний, площадей, координат по топографической карте (Пр. работа №1). |
География и развитие металлургии в совре -менном мировом хозяйстве. |
Шуканова З.Н., Чер- нова И.В. Динамика террито- риальной структуры мировой цветной металлургии. |
2009, №3 |
Теоретический материал к уроку. Приводятся современные статисти- ческие данные запасов и добычи видов руд и производства цветных металлов (2007 г.). |
География и развитие энергетики в современ -ном мировом хозяйст- ве. |
З.Я.Андриевская и др. Энергетические ресурсы мира. |
2009, №2 |
Теоретический материал к уроку. Приводятся современные статисти- ческие данные запасов и добычи топливных ресурсов (2007 г.). |
Общая география. |
В.Л.Белая и др. Методические реко- мендации по органи- зации образователь- ного процесса по географии в 8 и 11 классах в III и IV четвертях. |
2009, №1 |
Конспекты всех уроков по курсу «Общая география», 11кл., кото- рые проводятся во втором полугодии. |
Международное со- трудничество в реше- нии глобальных проблем. Стратегия устойчивого развития. |
З.Я.Андриевская и др. Основные социально-экономические показатели современного мира. |
2008, №2 |
Теоретический матери- ал, который раскрывает деятельность междуна- родных организаций и интеграционных образо- ваний и предлагает соци- ально-экономические показатели развития стран-членов организа- ций. |
Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и НТП. Международное разделение труда. Международная экономическая интеграция. |
З.Я.Андриевская и др. Основные социально-экономические показатели современного мира. З.Я.Андриевская и др. Транснационализация и интернационали- зация экономики. |
2008, №2 2008, №5 |
Теоретический материал к уроку. Теоретический материал к уроку: деятельность ТНК. |
Металлургия |
З. Я. Андриевская, кандидат педагогических наук, Б. Н. Крайко, кандидат географических наук, Г. Р. Потаева, кандидат географических наук |
2010, №3,5 |
Теоретический материал к уроку 21 |
Машиностроение |
- З.Я.Андриевская, Г.Р.Потаева. Автомобилестроение мира. |
2011, №2 |
Теоретический материал |
6 – 11 классы |
|||
Использование задач при преподавании географии в школе. |
Клебанович Н.В., зав. кафедрой почвоведения и геологии БГУ |
2009, №4 2009, №3 2008, №6 2010, №1-3 |
Содержание задач, их решение. Материал используется на уроках, факультативных заняти- ях, при подготовке учащихся к олимпиадам. |
Землетрясения Земли и их влияние на географическую оболочку |
Ю.А. Гледко, Е. В. Логинова, доценты кафедры общего землеведения и гидрометеорологии БГУ |
2010, №6 |
Теоретический материал |
Географическая литература, или Литературная география |
- С.К.Клёсов, Р.Н.Клёсова.. |
2011, №2 |
Предлагаются задания по использованию литературных образов географических объектов и явлений из художественной, научно-популярной литературы |