Положение о проекте «Школа правового просвещения»
Общие положения
Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него, и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их законным представителем, работникам учреждения права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовых вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Основной целью проекта «Школа правового просвещения» (далее проект) является содействие созданию в учреждении образования эффективной системы правового воспитания и просвещения обучающихся, субъектов образовательного процесса, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.
Основными задачами проекта являются:
1. Правовое просвещение субъектов образовательных отношений.
2. Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий.
4. Формирование у обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям.
5. Организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.
6. Создание в учреждении образования социально безопасной среды для детей и подростков в рамках правового поля Республики Беларусь.
Проект реализуется в течение 2020 -2021 годов.
Порядок реализации проекта.
1. Проект реализуется в каждом учреждении образования области в соответствии с настоящим Положением.
2. В работе проекта принимают участие (эксперты) заместители председателей комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных и судебных органов, прокуратуры, представители системы здравоохранения, отделов образования, спорта и туризма (отделов образования) администраций районов г Гомеля, управления образования, социально – педагогических центров, студенты ВУЗов, обучающиеся по специализации юридического профиля и т.д.
3. Мероприятия в рамках проекта проводятся в течение первой декады каждого месяца по теме, актуальной для учреждения образования или по предложенной тематике (приложение).
4. Анонс о дате, месте и времени проведения мероприятия, приглашенном госте (эксперте) размещается на информационном стенде, официальном сайте учреждение образованияне позднее первого числа каждого месяца.
5. Информацию о проведенном мероприятии размещается на официальном сайте учреждения образования в течение двух дней после его проведения.
6. Форму проведения мероприятия, категорию аудитории (учащиеся, законные представители, педагогические работники) определяет учреждение образования после согласования с приглашенным экспертом.
7. Координаторами проекта являются государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования» (для учреждений общего среднего образования, учреждений образования областного подчинения), государственное учреждение образования «Гомельский областной социально-педагогический центр» (для социально- педагогических центров районов, г Гомеля), учреждение образования «Гомельский государственный областной учебно-методический центр профессионального образования» (для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования).
Примечание.
В рамках реализации проект будет проводиться анкетирование по правовому просвещению. Материалы будут направлены дополнительно.
Приложение
Примерная тематика мероприятий
в рамках проекта «Школа правового просвещения»
(1-ая декада каждого месяца)
<center>
Месяц
|
Тема
|
март
|
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, 1 марта)
|
апрель
|
Я выбираю здоровье (ко Всемирному дню здоровья, 7 апреля)
|
май
|
Мы против жестокого обращения с детьми! Профилактика насилия в семье (ко Всемирному Дню семьи)
|
июнь
|
Профилактика наркотической и алкогольной зависимости – залог здоровой нации
|
июль
|
Противодействие торговли людьми и использованию рабского труда (ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, 30 июля)
|
август
|
Основные причины подростковой преступности и пути их решение
|
сентябрь
|
Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи (ко Всемирному дню предотвращения суицидов)
|
октябрь
|
Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка
|
ноябрь
|
Стресс и стрессоустойчивость. Как повысить стрессоустойчивость подростков
|
декабрь
|
Буллинг в подростковой среде: причины и последствия
|
январь
|
Профилактика конфликтов в молодежной среде
|
февраль
|
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
|
</center>
|